Комментарии излишни
Приобщаемся к искусству, так сказать)
Пишет Esfiri:
Пишет Esfiri:
Замок Шантийи-он же знаменитый музей Конде
Шантийи — один из красивейших замков Франции— стоит в величавом одиночестве, окруженный рвом, посреди лесной чащи,находится в 49 км от Парижа.
читать дальше Шантийи — это целый мир с парком и садами, великими произведениями искусства и собственной богатой событиями историей. Приезжая в замок Шантийи, сразу окунаешься в атмосферу жизни аристократии XVIII в. Его прекрасно отреставрированные комнаты обставлены мебелью той эпохи, стены библиотеки от пола до потолка заняты полками с книгами, а частные покои выглядят так, словно их обитатели только что вышли.
К замку можно попасть через широкий мощенный мост:
Один из мостиков, перекинутых через гигантский ров, ведет к воротам замка.
Название замка Шантийи происходит от древнеримского имени Cantilius - так звали человека, который в эпоху завоевания римлянами Галлии первым построил в этих местах виллу. Его привлекли к себе эти края - щедрая природа, густые дубовые леса, приятный климат. С 10-ого по 14-е столетие, земли в шестидесяти километрах к северу от Парижа принадлежал Лорду Сенли. Первого замка построено этим владельцем не сохранилось.
Между 1386 и 1394, Пирр де Оргемонт возвел на это месте средневековую крепость, от кторой сейчас можно видеть только остатки башен, погруженные в крепостной ров. В 1484, Пирр де Оргемонт завещает Шантийи своему племяннику Гиллему де Монморанси, который позже завещал его своему сыну Анн де Монморенси, очень влиятельному человеку во Франции периода Ренессанса.
Вход в замок, охраняется конная статуя Анн де Монморанси (1492-1567).
Вообще-то его имя правильнее произносить по-русски "Анна" (в XVI веке имя "Анна" давалось младенцам и женского, и мужского пола), но чтобы не запутаться, имя коннетабля уменьшили на одну букву. Кто такой коннетабль? Так в эпоху Каролингов назывался начальник королевских конюшен - сomte de l'etable. Постепенно "главный конюх" стал заметной фигурой в окружении короля - ему поручалась организация королевских поездок, а начиная с XIV века коннетабль заменил собой сенешаля и стал возглавлять королевскую армию. В 1528 году, по возвращению из итальянских походов, Анн де Монморанси сооружает на месте старого замка дворец в стиле Ренессанса, а затем поручает архитектору Жану Бюллану построить рядом другой замок, от которого сохранился лишь ансамбль "Капитенри" (Capitainerie).
Сильный воин и ценитель искусства, он отремонтировал Шантильи, и построил второй замок на небольшом острове к югу от первой крепости. Сегодня он известен под названием Небольшой замок. Это прямоугольное здание с тех пор почти изменилось.
В соответствии с модой Монморанси разбил вокруг замка великолепный парк, но наслаждаться владением удалось недолго. Замок был конфискован Луи XII, который в последствии часто бывал в Шантильи, приезжая со свой свитой, чтобы поохотиться.
Замок Шантийи, вид с парадного въезда в поместье, слева Малый замок, справа Новый замок
Шато де Шантийи, прежде чем началось строительство нового замка.
Шантийи. Гравюра XVII века
Шантийи, старая фотография'
Позднее владельцем замка стал Великий Конде - один из представителей дома Конде, четвертый принц короля Людовика II Бурбонского, сын Генриха II. В возрасте двадцати лет он женился на племяннице Ришелье, а когда ему было всего двадцать два года, Конде возглавил армии северной Франции в войне с Испанией. После блестящей победы в битве при Рокруа (1643) его называли не иначе, как Grand Conde, несмотря на невысокий рост (всего 1 м 57 см).
При нем произошли самые большие изменения в окружающем ландшафте. Он нанял архитектора Нотре, который спроектировал новый парк, провел от реки каналы, чтобы окружить замок огромным рукотворным озером.
Нотре изменил вход в замок и создавал панорамную перспективу. Принц Конде не просто сделал замок местом своих праздников, он стал законодателем новой моды, организовав у себя литературный салон, который быстро приобрел невероятную популярность у французской знати.
Работы, как обычно тянулись десятилетиями, и лишь сын принца Конде смог закончить начатое строительство, используя знания и опыт великого архитектором той эры, Жюльа Ардуена Мансара.
Внуку, герцогу Бурбону оставалось только украсить внутренние покои.
Но пришла новая мода, которую принесла королева Мари Антуанетта. Ее «деревня в Версале» молниеносно стала предметом подражания и вскоре в Шантийи появилось длинное здание справой стороны от входных ворот.
Людовик II де Бурбон Великий Конде.
Портрет кисти Давида Тенирса Младшего.
Шантийи в конце XVIII века, Гуашь де Жан-Батист Лаллеман, музей Конде.
В архитектуре замка сочетаются элементы готики (мощные стены-бастионы, остроконечные шпили на крыше, водостоки в виде змееобразных чудовищ) и почти барочное скульптурное убранство фасадов (ниши, решетки, балюстрады, овальные окна).
Шантийи - это экс-замок, превращенный в роскошный дворец, символ перехода от одного образа жизни к другому, от бесконечных войн к балам и празднествам, к меценатству и коллекционированию произведений искусства. Эта смена образов жизни сказалось в оформлении въезда во дворец-крепость, который уже оформлен в ренессансном стиле, но на всякий случай надежно защищен колючими чугунными решетками и пиками.
В нишах стоят копии знаменитых шедевров итальянских ваятелей, в том числе "Раб" Микеланджело.
Великий Конде окружил себя известными архитекторами, ваятелями и живописцами, писателями и поэтами той эпохи (Ленотр, Франсуа Клуэ, Бернар Палисси, Жан Гужон, Буало, Расин и др.). В подражание итальянской дворцовой архитектуре фасад замка Шантийи украшен пластикой, обилием балюстрад, колонн, фасадной и парковой скульптуры:
монументальная скульптура женщины-сфинкса
Два оленя
Бронзовые собаки
Чуть дальше стоит служебный корпус - здесь жил персонал дворца и хранители музея Конде и библиотеки:
Во время Великой французской революции (от которой принцу посчастливилось благополучно бежать) замок был разграблен и разрушен, за исключением дворцового ансамбля Капитенри (Capitainerie). Последний из Конде, не имевший наследников (его единственный сын был казнен по приказу Бонапарта), передал замок Шантийи в собственность герцогу Омальскому, пятому сыну Луи-Филиппа. В том виде, в каком замок предстает перед нами сейчас, он является плодом трудов единственного человека - герцога Омальского. В 1876-1883 годах герцог построил замок, который сохранился до наших дней. В конце своей жизни, в 1886 году, он передал замок и его замечательные коллекции в дар Институту Франции. \
Теперь Шантийи называют “жемчужиной края”, “красой и гордостью Иль-де-Франс” Здесь собрана крупнейшая во Франции коллекция живописи и рисунков. Уникальная историческая мебель и гобелены, военная амуниция и трофеи, предметы старинного быта, огромная библиотека, в фондах которой хранится “король манускриптов” - “Великолепный часослов герцога Беррийского”.
Замок Шантийи является вторым музеем Франции после Лувра.
Бюст Анри Орлеанскому (1822-1897 в Шантийи
Внутри здания. Это действительно настоящий дворец - мраморные лестницы, расписные плафоны, позолота и витражи, скульптуры, люстры, роскошная посуда, прекрасная живопись на стенах. Рафаэль, Ван Дейк, Пьеро ди Козимо, Филиппино Липпи, сорок миниатюр Жана Фуке, Пуссен, голландские маринисты, Теодор Руссо, Энгр, Делакруа... Сохранилась в прекрасном состоянии знаменитая библиотека принца Орлеанского, а в ней - более 13 000 редчайших книг и рукописей, в том числе псалтырь королевы Дании Ингеборг, жены Филиппа-Августа, и знаменитый "Часослов" герцога Беррийского.
Герб дома Бурбон-Конде на полу замка Шантийи
Капелла
Потолок часовни
Часовня замка Шантийи.
Библиотека
Внутри замка Шантийи
Окна украшены гербами и витражами:
Парадные залы отданы под картинную галерею:
Вот лишь некоторые из шедевров, хранящихся в коллекции музея.
Жан Франсуа де Троя, Oyster Обед, 1735, Музей Конде, Шантийи
Страница Ингеборговой Псалтыри. 1200
Три грации, Рафаэль (1504-1505)
Рафаэль. «Мадонна Лорето»
Пьеро ди Козимо. Портрет Симонетты Веспуччи. 1480/90
Дюрер. «Святой Иероним» 1494/97
Ватто. «Серенада» 1715
Обезоруженный Купидон, Антуан Ватто (около 1715)
Автопортрет, Жан Огюст Доминик Энгр (1804)
Энгр. «Венера Анадиомена» 1848
Девы милосердия . 1452. Enguerrand Куортон
Рядом с замком разбит великолепный парк, напоминающий Версаль.
Чем еще знаменито поместье Шантийи? Тем, что разбивку парка Великий Конде поручил королевскому архитектору Ленотру. В одном из празднеств, устроенном в великолепном парке, принимал участие сам король - Людовик XIV. Для шеф-повара местной кухни Вателя этот день закончился трагически: приготовляя королевский ужин, Ватель с ужасом обнаружил, что ему не хватает двух порций мяса. Ватель не смог выдержать такого удара судьбы и покончил жизнь самоубийством, пронзив свое сердце шпагой... Всем известный "крем-шантийи" - лакомство, впервые приготовленное Вателем из взбитых сливок для банкета, устроенном министром финансов Фуке в честь короля-солнца.
А вот такие в Шантийи конюшни, скорее похожие на дворец.
Удачно, к фотографиям конюшен нашлась статья.
Волшебное царство лошади
«И почему меня семь раз возили в Версаль и ни разу сюда, в Шантийи?!» - с досадой воскликнул президент США Никсон после того, как побывал здесь…
В сорока километрах от Парижа находится это удивительное место. На фоне старинного парка - шедевры архитектуры барокко в ожерелье прудов, а рядом - травяная дорожка ипподрома, которая выходит к стенам великолепного дворца. Но нет, это не дворец, это конюшни - самые грандиозные и, пожалуй, самые красивые в мире. В них и сегодня живут, вернее, царствуют лошади: здесь помещается уникальный музей, в котором сливаются воедино искусство, история и гимн благородному животному.
Главное здание конюшен венчает купол, под которым расположен большой круглый зал-манеж, слева и справа от него тянутся два крыла. Интерьер их поражает величественностью. На всем протяжении здания - а длина его фасада 186 м - взгляд не встречает препятствий. Свод потолка смыкается в полумраке где-то высоко над головой. Такое ощущение, что находишься в средневековом замке или в храме. И ведь это действительно храм - храм лошади… Построил конюшни Луи Анри де Бурбон, седьмой принц Конде. По легенде, он уверовал в переселение душ и решил, что в следующей жизни будет лошадью. Чтобы возвести конюшни, достойные своей персоны, он в 1719 году обратился к архитектору Жану Оберу. Рядом с конюшнями были сооружены манеж, каретный двор, псарня, где в XIX веке содержалось до 500 охотничьих собак. Весь ансамбль был украшен множеством скульптур, изображавших собак, лошадей, оленей. К сожалению, их переплавили во время революции. В те беспокойные времена конюшни вообще едва уцелели: они вполне могли разделить судьбу стоявшего рядом замка принца, который был разрушен до основания. Конюшни спасла армия: до 1814 года эти постройки служили казармами.
Реставрация позволила принцам Конде вернуться в Шантийи. В 1832 году владельцем поместья стал герцог д’Омаль, племянник герцога де Бурбона. В 1886 году он завещал поместье Институту Франции, поставив одно условие: все должно быть сохранено как есть. Сегодня здесь располагается третья по величине коллекция живописи во Франции. А рядом находится известнейший Центр тренировки скаковых лошадей. Одновременно здесь содержится более трех тысяч чистокровок! Каждый год в июне трехлетки выходят на травяную дорожку ипподрома, чтобы участвовать в престижных скачках на приз фирмы Диан-Эрмес и Жокей-клуба. И не только древние стены замка и конюшен придают этому событию особое очарование: весь парижский высший свет является сюда в этот день в самых оригинальных, самых необычных шляпках - такова традиция.
Конюшни принца Конде и статуя Славы
После Второй мировой войны в конюшнях принца Конде размещался конноспортивный клуб. И лишь в 1982 году открылся Живой музей лошади. Экспозиция занимает 31 зал, где есть все, что связано с лошадьми, - от значков и почтовых открыток с их изображением до кареты императрицы Жозефины, в которую запряжены четыре чучела лошадей. Есть среди экспонатов и старинная кузница. Вдоль стен одного крыла конюшен выставлены муляжи, представляющие всадников и лошадей разных стран и эпох. Есть экспозиции, посвященные рабочим лошадям, конной охоте, скачкам, государственным конным заводам Франции. Но музей не был бы «живым» без живых лошадей: они занимают второе крыло. Здесь собраны представители самых разных пород и мастей: андалузцы, лузитано, арабы, тяжеловозы, пони. Но это не просто выставка: все эти лошади - артисты, они участвуют в представлениях, которые музей дает в первое воскресенье каждого месяца.
Представления проходят в открытом манеже или, если погода не позволяет, в «купольном» зале - тогда совершенно особую романтику придает действию хорошо продуманное освещение. Это больше всего похоже на цирк или конный театр. Звучит музыка, и на круглом манеже-арене появляется необычное трио: прекрасно выезженный конь, его всадник и… балерина. Легко и синхронно движутся лошадь и женщина в необычном танце. Недаром в 1985 году этот номер получил Гран-при на знаменитой конной выставке «Эквитана». Танец закончен, теперь очередь другого номера. Надрывно запела скрипка, и толпа всадников на разномастных конях окружила танцовщицу-цыганку. Следующие номера переносят зрителей в прошлое: сначала в Древнюю Грецию, потом во Францию времен Людовика XIII, в гости к мэтру высшей школы верховой езды Плювинелю…
Но деятельность музея не ограничивается спектаклями. Трижды в день в «купольном» зале устраиваются лекции: их проводят всадники, одетые в особую униформу музея. Объясняя различные этапы обучения лошади, они тут же демонстрируют их публике.
Что самое удивительное - это огромное учреждение содержится силами одной семьи: Ива Бьенэме, его жены, детей и еще нескольких человек.
Поступив в 1959 году на работу в конноспортивный клуб Шантийи, 25-летний Ив Бьенэме, тогда самый молодой профессор-берейтор во Франции, был поражен величественностью и красотой этого места и одновременно тем, как плохо используются его возможности. Он решил вернуть конюшням принца былую славу. А пока, дожидаясь своего часа, занялся развитием конного спорта: в частности, создал три крупных конноспортивных центра.
Замок Шантийи
Лишь четверть века спустя Ив с супругой Аннабель арендовали конюшни в Шантийи у Института Франции. Чтобы создать в них соответствующую атмосферу, они заказали сотни скульптур и картин, над которыми трудились полтора десятка художников. Одновременно Ив собирал несколько других коллекций: игрушечных и карусельных лошадок из разных стран, открытки и др. Но главной мечтой четы Бьенэме было вдохнуть в старинное здание ту жизнь, что бурлила здесь, когда на псарне были слышны звуки охотничьего рога, а в конюшнях стояло несколько сотен лошадей.
И в Шантийи снова поселились лошади. Теперь посетитель сразу, при входе, окунался в конный мир. Но Ив Бьенэме заметил, что, лишь рассматривая выставленные экспонаты, праздный посетитель быстро устает и начинает скучать. Так появилась идея 30-минутных лекций, а еще через два года - и конных спектаклей.
Иногда один из главных залов музея превращается в банкетный. Устраивать приемы под сводами своих конюшен любил еще седьмой принц Конде. Здесь обедали Людовик XV, австрийский император Иосиф II, будущий российский император Павел I. Сегодня эта традиция возрождена: здесь проводят приемы и презентации крупнейшие фирмы, различные ассоциации. Часто в программу приемов входят и конные спектакли.
В 1989 году на купол конюшен вернулась статуя Славы. Эта женская фигура на крылатом коне - копия статуи, заказанной Людовиком XIV скульптору Куазво, - украшала конюшни до Великой французской революции, во время которой она была снята и переплавлена. Ив Бьенэме задался целью воссоздать скульптуру. Задача была непростая: высота статуи достигала четырех метров, а вес - четырех тонн. Работу поручили инженеру и скульптору Мишелю Бурбону. И вот 31 мая 1989 года, на двухсотлетие революции, статуя Славы была поднята на стометровую высоту и установлена на куполе. Она стала своеобразным символом Шантийи. В конных спектаклях музея появился новый номер: дочь Ива Бьенэме Софи в античном костюме и арабо-испанский жеребец Суэно, с закрепленными на спине крыльями, изображают «ожившую» статую.
Живой музей лошади - сравнительно небольшое частное учреждение, но по известности его можно сравнить с гораздо более крупными музеями. Он никогда не получал никаких дотаций от государства, но при этом работает и процветает. А главное, по уникальности ему действительно нет равных!
Елена Дмитриева журнал« Конный мир» № 4 2001
Так что помимо прочего Шантийи это еще и один из признанных центров развития конного спорта.
URL записиШантийи — один из красивейших замков Франции— стоит в величавом одиночестве, окруженный рвом, посреди лесной чащи,находится в 49 км от Парижа.
читать дальше Шантийи — это целый мир с парком и садами, великими произведениями искусства и собственной богатой событиями историей. Приезжая в замок Шантийи, сразу окунаешься в атмосферу жизни аристократии XVIII в. Его прекрасно отреставрированные комнаты обставлены мебелью той эпохи, стены библиотеки от пола до потолка заняты полками с книгами, а частные покои выглядят так, словно их обитатели только что вышли.
Один из мостиков, перекинутых через гигантский ров, ведет к воротам замка.
Название замка Шантийи происходит от древнеримского имени Cantilius - так звали человека, который в эпоху завоевания римлянами Галлии первым построил в этих местах виллу. Его привлекли к себе эти края - щедрая природа, густые дубовые леса, приятный климат. С 10-ого по 14-е столетие, земли в шестидесяти километрах к северу от Парижа принадлежал Лорду Сенли. Первого замка построено этим владельцем не сохранилось.
Между 1386 и 1394, Пирр де Оргемонт возвел на это месте средневековую крепость, от кторой сейчас можно видеть только остатки башен, погруженные в крепостной ров. В 1484, Пирр де Оргемонт завещает Шантийи своему племяннику Гиллему де Монморанси, который позже завещал его своему сыну Анн де Монморенси, очень влиятельному человеку во Франции периода Ренессанса.
Вход в замок, охраняется конная статуя Анн де Монморанси (1492-1567).
Вообще-то его имя правильнее произносить по-русски "Анна" (в XVI веке имя "Анна" давалось младенцам и женского, и мужского пола), но чтобы не запутаться, имя коннетабля уменьшили на одну букву. Кто такой коннетабль? Так в эпоху Каролингов назывался начальник королевских конюшен - сomte de l'etable. Постепенно "главный конюх" стал заметной фигурой в окружении короля - ему поручалась организация королевских поездок, а начиная с XIV века коннетабль заменил собой сенешаля и стал возглавлять королевскую армию. В 1528 году, по возвращению из итальянских походов, Анн де Монморанси сооружает на месте старого замка дворец в стиле Ренессанса, а затем поручает архитектору Жану Бюллану построить рядом другой замок, от которого сохранился лишь ансамбль "Капитенри" (Capitainerie).
Сильный воин и ценитель искусства, он отремонтировал Шантильи, и построил второй замок на небольшом острове к югу от первой крепости. Сегодня он известен под названием Небольшой замок. Это прямоугольное здание с тех пор почти изменилось.
В соответствии с модой Монморанси разбил вокруг замка великолепный парк, но наслаждаться владением удалось недолго. Замок был конфискован Луи XII, который в последствии часто бывал в Шантильи, приезжая со свой свитой, чтобы поохотиться.
Замок Шантийи, вид с парадного въезда в поместье, слева Малый замок, справа Новый замок
Шато де Шантийи, прежде чем началось строительство нового замка.
Шантийи. Гравюра XVII века
Шантийи, старая фотография'
Позднее владельцем замка стал Великий Конде - один из представителей дома Конде, четвертый принц короля Людовика II Бурбонского, сын Генриха II. В возрасте двадцати лет он женился на племяннице Ришелье, а когда ему было всего двадцать два года, Конде возглавил армии северной Франции в войне с Испанией. После блестящей победы в битве при Рокруа (1643) его называли не иначе, как Grand Conde, несмотря на невысокий рост (всего 1 м 57 см).
При нем произошли самые большие изменения в окружающем ландшафте. Он нанял архитектора Нотре, который спроектировал новый парк, провел от реки каналы, чтобы окружить замок огромным рукотворным озером.
Нотре изменил вход в замок и создавал панорамную перспективу. Принц Конде не просто сделал замок местом своих праздников, он стал законодателем новой моды, организовав у себя литературный салон, который быстро приобрел невероятную популярность у французской знати.
Работы, как обычно тянулись десятилетиями, и лишь сын принца Конде смог закончить начатое строительство, используя знания и опыт великого архитектором той эры, Жюльа Ардуена Мансара.
Внуку, герцогу Бурбону оставалось только украсить внутренние покои.
Но пришла новая мода, которую принесла королева Мари Антуанетта. Ее «деревня в Версале» молниеносно стала предметом подражания и вскоре в Шантийи появилось длинное здание справой стороны от входных ворот.
Людовик II де Бурбон Великий Конде.
Портрет кисти Давида Тенирса Младшего.
Шантийи в конце XVIII века, Гуашь де Жан-Батист Лаллеман, музей Конде.
В архитектуре замка сочетаются элементы готики (мощные стены-бастионы, остроконечные шпили на крыше, водостоки в виде змееобразных чудовищ) и почти барочное скульптурное убранство фасадов (ниши, решетки, балюстрады, овальные окна).
Шантийи - это экс-замок, превращенный в роскошный дворец, символ перехода от одного образа жизни к другому, от бесконечных войн к балам и празднествам, к меценатству и коллекционированию произведений искусства. Эта смена образов жизни сказалось в оформлении въезда во дворец-крепость, который уже оформлен в ренессансном стиле, но на всякий случай надежно защищен колючими чугунными решетками и пиками.
Великий Конде окружил себя известными архитекторами, ваятелями и живописцами, писателями и поэтами той эпохи (Ленотр, Франсуа Клуэ, Бернар Палисси, Жан Гужон, Буало, Расин и др.). В подражание итальянской дворцовой архитектуре фасад замка Шантийи украшен пластикой, обилием балюстрад, колонн, фасадной и парковой скульптуры:
монументальная скульптура женщины-сфинкса
Два оленя
Бронзовые собаки
Чуть дальше стоит служебный корпус - здесь жил персонал дворца и хранители музея Конде и библиотеки:
Во время Великой французской революции (от которой принцу посчастливилось благополучно бежать) замок был разграблен и разрушен, за исключением дворцового ансамбля Капитенри (Capitainerie). Последний из Конде, не имевший наследников (его единственный сын был казнен по приказу Бонапарта), передал замок Шантийи в собственность герцогу Омальскому, пятому сыну Луи-Филиппа. В том виде, в каком замок предстает перед нами сейчас, он является плодом трудов единственного человека - герцога Омальского. В 1876-1883 годах герцог построил замок, который сохранился до наших дней. В конце своей жизни, в 1886 году, он передал замок и его замечательные коллекции в дар Институту Франции. \
Теперь Шантийи называют “жемчужиной края”, “красой и гордостью Иль-де-Франс” Здесь собрана крупнейшая во Франции коллекция живописи и рисунков. Уникальная историческая мебель и гобелены, военная амуниция и трофеи, предметы старинного быта, огромная библиотека, в фондах которой хранится “король манускриптов” - “Великолепный часослов герцога Беррийского”.
Замок Шантийи является вторым музеем Франции после Лувра.
Бюст Анри Орлеанскому (1822-1897 в Шантийи
Внутри здания. Это действительно настоящий дворец - мраморные лестницы, расписные плафоны, позолота и витражи, скульптуры, люстры, роскошная посуда, прекрасная живопись на стенах. Рафаэль, Ван Дейк, Пьеро ди Козимо, Филиппино Липпи, сорок миниатюр Жана Фуке, Пуссен, голландские маринисты, Теодор Руссо, Энгр, Делакруа... Сохранилась в прекрасном состоянии знаменитая библиотека принца Орлеанского, а в ней - более 13 000 редчайших книг и рукописей, в том числе псалтырь королевы Дании Ингеборг, жены Филиппа-Августа, и знаменитый "Часослов" герцога Беррийского.
Герб дома Бурбон-Конде на полу замка Шантийи
Капелла
Потолок часовни
Часовня замка Шантийи.
Внутри замка Шантийи
Окна украшены гербами и витражами:
Парадные залы отданы под картинную галерею:
Жан Франсуа де Троя, Oyster Обед, 1735, Музей Конде, Шантийи
Страница Ингеборговой Псалтыри. 1200
Три грации, Рафаэль (1504-1505)
Рафаэль. «Мадонна Лорето»
Пьеро ди Козимо. Портрет Симонетты Веспуччи. 1480/90
Дюрер. «Святой Иероним» 1494/97
Ватто. «Серенада» 1715
Обезоруженный Купидон, Антуан Ватто (около 1715)
Автопортрет, Жан Огюст Доминик Энгр (1804)
Энгр. «Венера Анадиомена» 1848
Девы милосердия . 1452. Enguerrand Куортон
А вот такие в Шантийи конюшни, скорее похожие на дворец.
Удачно, к фотографиям конюшен нашлась статья.
Волшебное царство лошади
«И почему меня семь раз возили в Версаль и ни разу сюда, в Шантийи?!» - с досадой воскликнул президент США Никсон после того, как побывал здесь…
В сорока километрах от Парижа находится это удивительное место. На фоне старинного парка - шедевры архитектуры барокко в ожерелье прудов, а рядом - травяная дорожка ипподрома, которая выходит к стенам великолепного дворца. Но нет, это не дворец, это конюшни - самые грандиозные и, пожалуй, самые красивые в мире. В них и сегодня живут, вернее, царствуют лошади: здесь помещается уникальный музей, в котором сливаются воедино искусство, история и гимн благородному животному.
Главное здание конюшен венчает купол, под которым расположен большой круглый зал-манеж, слева и справа от него тянутся два крыла. Интерьер их поражает величественностью. На всем протяжении здания - а длина его фасада 186 м - взгляд не встречает препятствий. Свод потолка смыкается в полумраке где-то высоко над головой. Такое ощущение, что находишься в средневековом замке или в храме. И ведь это действительно храм - храм лошади… Построил конюшни Луи Анри де Бурбон, седьмой принц Конде. По легенде, он уверовал в переселение душ и решил, что в следующей жизни будет лошадью. Чтобы возвести конюшни, достойные своей персоны, он в 1719 году обратился к архитектору Жану Оберу. Рядом с конюшнями были сооружены манеж, каретный двор, псарня, где в XIX веке содержалось до 500 охотничьих собак. Весь ансамбль был украшен множеством скульптур, изображавших собак, лошадей, оленей. К сожалению, их переплавили во время революции. В те беспокойные времена конюшни вообще едва уцелели: они вполне могли разделить судьбу стоявшего рядом замка принца, который был разрушен до основания. Конюшни спасла армия: до 1814 года эти постройки служили казармами.
Реставрация позволила принцам Конде вернуться в Шантийи. В 1832 году владельцем поместья стал герцог д’Омаль, племянник герцога де Бурбона. В 1886 году он завещал поместье Институту Франции, поставив одно условие: все должно быть сохранено как есть. Сегодня здесь располагается третья по величине коллекция живописи во Франции. А рядом находится известнейший Центр тренировки скаковых лошадей. Одновременно здесь содержится более трех тысяч чистокровок! Каждый год в июне трехлетки выходят на травяную дорожку ипподрома, чтобы участвовать в престижных скачках на приз фирмы Диан-Эрмес и Жокей-клуба. И не только древние стены замка и конюшен придают этому событию особое очарование: весь парижский высший свет является сюда в этот день в самых оригинальных, самых необычных шляпках - такова традиция.
Конюшни принца Конде и статуя Славы
После Второй мировой войны в конюшнях принца Конде размещался конноспортивный клуб. И лишь в 1982 году открылся Живой музей лошади. Экспозиция занимает 31 зал, где есть все, что связано с лошадьми, - от значков и почтовых открыток с их изображением до кареты императрицы Жозефины, в которую запряжены четыре чучела лошадей. Есть среди экспонатов и старинная кузница. Вдоль стен одного крыла конюшен выставлены муляжи, представляющие всадников и лошадей разных стран и эпох. Есть экспозиции, посвященные рабочим лошадям, конной охоте, скачкам, государственным конным заводам Франции. Но музей не был бы «живым» без живых лошадей: они занимают второе крыло. Здесь собраны представители самых разных пород и мастей: андалузцы, лузитано, арабы, тяжеловозы, пони. Но это не просто выставка: все эти лошади - артисты, они участвуют в представлениях, которые музей дает в первое воскресенье каждого месяца.
Представления проходят в открытом манеже или, если погода не позволяет, в «купольном» зале - тогда совершенно особую романтику придает действию хорошо продуманное освещение. Это больше всего похоже на цирк или конный театр. Звучит музыка, и на круглом манеже-арене появляется необычное трио: прекрасно выезженный конь, его всадник и… балерина. Легко и синхронно движутся лошадь и женщина в необычном танце. Недаром в 1985 году этот номер получил Гран-при на знаменитой конной выставке «Эквитана». Танец закончен, теперь очередь другого номера. Надрывно запела скрипка, и толпа всадников на разномастных конях окружила танцовщицу-цыганку. Следующие номера переносят зрителей в прошлое: сначала в Древнюю Грецию, потом во Францию времен Людовика XIII, в гости к мэтру высшей школы верховой езды Плювинелю…
Но деятельность музея не ограничивается спектаклями. Трижды в день в «купольном» зале устраиваются лекции: их проводят всадники, одетые в особую униформу музея. Объясняя различные этапы обучения лошади, они тут же демонстрируют их публике.
Что самое удивительное - это огромное учреждение содержится силами одной семьи: Ива Бьенэме, его жены, детей и еще нескольких человек.
Поступив в 1959 году на работу в конноспортивный клуб Шантийи, 25-летний Ив Бьенэме, тогда самый молодой профессор-берейтор во Франции, был поражен величественностью и красотой этого места и одновременно тем, как плохо используются его возможности. Он решил вернуть конюшням принца былую славу. А пока, дожидаясь своего часа, занялся развитием конного спорта: в частности, создал три крупных конноспортивных центра.
Замок Шантийи
Лишь четверть века спустя Ив с супругой Аннабель арендовали конюшни в Шантийи у Института Франции. Чтобы создать в них соответствующую атмосферу, они заказали сотни скульптур и картин, над которыми трудились полтора десятка художников. Одновременно Ив собирал несколько других коллекций: игрушечных и карусельных лошадок из разных стран, открытки и др. Но главной мечтой четы Бьенэме было вдохнуть в старинное здание ту жизнь, что бурлила здесь, когда на псарне были слышны звуки охотничьего рога, а в конюшнях стояло несколько сотен лошадей.
И в Шантийи снова поселились лошади. Теперь посетитель сразу, при входе, окунался в конный мир. Но Ив Бьенэме заметил, что, лишь рассматривая выставленные экспонаты, праздный посетитель быстро устает и начинает скучать. Так появилась идея 30-минутных лекций, а еще через два года - и конных спектаклей.
Иногда один из главных залов музея превращается в банкетный. Устраивать приемы под сводами своих конюшен любил еще седьмой принц Конде. Здесь обедали Людовик XV, австрийский император Иосиф II, будущий российский император Павел I. Сегодня эта традиция возрождена: здесь проводят приемы и презентации крупнейшие фирмы, различные ассоциации. Часто в программу приемов входят и конные спектакли.
В 1989 году на купол конюшен вернулась статуя Славы. Эта женская фигура на крылатом коне - копия статуи, заказанной Людовиком XIV скульптору Куазво, - украшала конюшни до Великой французской революции, во время которой она была снята и переплавлена. Ив Бьенэме задался целью воссоздать скульптуру. Задача была непростая: высота статуи достигала четырех метров, а вес - четырех тонн. Работу поручили инженеру и скульптору Мишелю Бурбону. И вот 31 мая 1989 года, на двухсотлетие революции, статуя Славы была поднята на стометровую высоту и установлена на куполе. Она стала своеобразным символом Шантийи. В конных спектаклях музея появился новый номер: дочь Ива Бьенэме Софи в античном костюме и арабо-испанский жеребец Суэно, с закрепленными на спине крыльями, изображают «ожившую» статую.
Живой музей лошади - сравнительно небольшое частное учреждение, но по известности его можно сравнить с гораздо более крупными музеями. Он никогда не получал никаких дотаций от государства, но при этом работает и процветает. А главное, по уникальности ему действительно нет равных!
Елена Дмитриева журнал« Конный мир» № 4 2001
Так что помимо прочего Шантийи это еще и один из признанных центров развития конного спорта.
@темы: О прекрасном