понедельник, 08 февраля 2016
Так уж вышло, что знакомство со скандинавской мифологией я начала с исландского эпоса, поэтому «встретилась» не только с богами, но и заочно с героями) Вообще, меня увлекла вся эта тема, и этот воинственно-эпический дух очень вдохновляет
на подвиги. Знакомство с асами обязательно продолжу.
«Образ мира, выработанный мыслью народов Северной Европы, во многом зависел от образа их жизни. Скотоводы, охотники, рыбаки и мореходы, в меньшей мере земледельцы, они жили в окружении суровой и слабо освоенной ими природы, которую их богатая фантазия легко населяла враждебными силами. Центр их жизни — обособленный сельский двор. Соответственно и все мироздание моделировалось ими в виде системы усадеб.
читать дальшеПодобно тому как вокруг их усадеб простирались невозделанные пустоши или скалы, так и весь мир мыслился ими ими состоящим из резко противопоставленных друг другу сфер: «срединная усадьба» (Мидгард), то есть мир человеческий, окружена миром чудовищ, великанов, постоянно угрожающих миру культуры; этот дикий мир хаоса именовали Утгардом (буквально: то, что находится за оградой, вне пределов «усадьбы»).
Над Мидгардом высился Асгард — твердыня богов — асов. Асгард соединен с Мидгардом мостом, образованным радугой. В море плавает мировой змей, тело его опоясывает Мидгард.
В мифологической топографии народов Севера важное место занимает ясень Иггдрасиль, связывающий все эти миры, в том числе и нижний — царство мертвых Хель.»
«Антропоморфность асов сближает их с богами античности, однако, в отличие от последних, асы не бессмертны. В грядущей космической катастрофе они вместе со всем миром погибнут в борьбе с мировым волком. Эти придает их борьбе против чудовищ трагический смысл. Космическая катастрофа явится результатом морального упадка, ибо асы некогда нарушили данные ими обеты, и это ведет к развязыванию в мире сил зла, с которыми уже невозможно совладать.
Эллинские боги имели среди людей своих любимчиков и подопечных, которым всячески помогали. Главное же у скандинавов — не покровительство божества отдельному племени или индивиду, а сознание общности судеб богов и людейв их конфликте с силами, несущими упадок и окончательную гибель всему живому. Поэтому вместо светлой и радостной картины эллинской мифологии эддические песни о богах рисуют полную трагизма ситуацию всеобщего мирового движения навстречу неумолимой судьбе.
Герой перед лицом Судьбы — центральная тема героических песен. Обычно герой осведомлен о своей участи: либо он одарен способностью проникать в будущее, либо ему кто-то открыл его. Какова должна быть позиция человека, знающего наперед о грозящих ему бедах и конечной гибели? Вот проблема, на которую эддические песни предлагают однозначный и мужественный ответ. Знание судьбы не повергает героя в фаталистическую апатию и не побуждает его пытаться уклониться от грозящей ему гибели; напротив, будучи уверен в том, что выпавшее ему в удел неотвратимо, он бросает вызов судьбе, смело принимает ее, заботясь только о посмертной славе.»
А. Гуревич, «Средневековый героический эпос германских народов»
@темы:
В гостях у книжного червя
*раскланиваюсь* уже из-за этого хочется Вас читать.
Для меня языческая Скандинавия -это очень личное культурное пространство. И его образ в популярной культуре ох как не радует.
Увы, это неизбежно. Но я вижу в этом и позитивный момент: непременно найдутся люди, которые через эту массовую популяризацию захотят поближе познакомиться с культурой и эпохой, найду правильную литературу, и в итоге в полку знающих прибудет)